8 495 414 28 78
Мы на связи ежедневно с 10:00 до 22:00
Подпишись на новые рецепты
Click to order
Total: 
Город
По Санкт-Петербургу доставка осуществляется только 19 мая
*Интервалы доставки по Санкт-Петербургу отличаются от интервалов для Москвы: 9:00-14:00,14:00-17:00,17:00-20:00
Комментарий
Payment method

Как правильно читать этикетки продуктов

Для большинства из нас все эти аббревиатуры и сложные слова на упаковке — китайская грамота. Да и времени разбираться в этом, находясь в магазине, обычно нет. Однако это действительно важное знание, которое значительно облегчит вам поиск полезной еды, а также сэкономит деньги. А значит, и повысит качество питания и жизни в целом.

Зачем читать надписи на этикетах

Чтобы быть здоровым. Фраза «Мы — то, что мы едим» стара, как мир, и порядком всем надоела, но это правда. Внимательно изучив этикетку, можно выбрать более натуральный продукт.

Например, так можно понять, содержатся ли в нём трансжиры. Как правило, производители не пишут об этом на лицевой стороне упаковки. А вот на обороте пишут, правда, завуалированно. Какие термины должны вас насторожить? «Гидрогенизированные» и «модифицированные» жиры или «гидрированные жиры и масла». Всемирная организация здравоохранения призывает ограничить использование трансжиров в продуктах питания, так как они повышают риски сердечно-сосудистых заболеваний.

Из этикетки также можно узнать, содержится ли в продукции сахар. По статистике, житель России в день съедает почти 100 г сахара. Откуда столько? Да просто сахар есть не только в конфетах и пирожных, но практически везде. В полуфабрикатах, консервах, соусах, быстрых завтраках. Кстати, часто на этикетке слово «сахар» прячется под другими терминами: фруктоза, декстроза, лактоза, глюкоза и даже «фруктовый концентрат». Если что-то из этого стоит в первой тройке ингредиентов, лучше такой товар не покупать.

Чтобы сэкономить. Часто производители зарабатывают на своем имени, заворачивая в красивую упаковку самый обычный продукт. Стоит такая продукция дороже, а состав у неё тот же самый, что у аналога, стоящего рядом на полке в невзрачной коробочке.

На фразы вроде «укрепляет иммунитет» или «не содержит ГМО» тоже покупаться не стоит. Как правило, это маркетинговые уловки и попытка увеличить привлекательность (и стоимость) продукта в глазах потребителей.


О чем говорят этикетки
По сути этикетка — это «паспорт» продукта. Когда и где он «родился», кто поучаствовал в его создании, из чего состоит, сколько полезных или не очень веществ содержит. Всё это зашифровано производителем и нужно только уметь разгадать шифр.

На территории Российской Федерации действует технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011, где подробно перечислены требования к маркировке продуктов питания. Если производитель эти требования не соблюдает, это говорит либо о непрофессионализме технологов, либо о сознательной попытке ввести в заблуждение потребителя.

В информации на этикетке можно потеряться. Вот на что нужно в первую очередь обращать внимание:

Наименование продукта

Это не то же самое, что и название. Название используют в маркетинговых целях и оно не всегда отражает состав товара. Например, "Икра Царская" - это не настоящая икра, а её дешёвый аналог. Её производят из желе, полученного из морских водорослей. Сливочное масло может оказаться спредом, а творог - творожным продуктом. Всё это всегда указано на упаковке, просто гораздо более мелкими буквами и в неочевидном месте — с краю и подальше от глаз.

Состав продукта

Запомните: ингредиенты всегда указываются в порядке убывания. То есть на первом месте стоит то, чего больше всего содержится. Допустим, в составе сосисок на первом месте должно быть мясо, а не соя.

Далее указываются дополнительные ингредиенты. Они придают продукту нужную текстуру, усиливают вкус и продлевают срок хранения. Как правило, это загустители (например, желатин или крахмал), эмульгаторы (соевый лецитин или яичный порошок), консерванты (часто это соль и сахар), ароматизаторы и красители. Все они могут быть натуральными и синтетическими. Синтетический не равно вредный.

Буква «Е» в составе продукта, которую привыкли демонизировать, на самом деле не так страшна. Наличие такой маркировки говорит о том, что вещество было проверено на качество и безопасность и может применяться в установленной дозировке. Среди них есть и натуральные добавки. Например, E 406 — это агар-агар (E 406), который получают из водорослей. А E 440 — пектин, производимый из фруктов. Чтобы вам было легче ориентироваться, что есть что, вот расшифровка. Если числовой код начинается с единицы, это пищевой краситель. С двойки — консерванты, тройки — антиокислители. 4 — это стабилизаторы, 5 — эмульгаторы, а 6 — усилители вкуса и аромата.

Срок годности

Срок годности всегда указывается с запасом. Так что теоретически просроченный на 1 день хлеб можно спокойно есть, если он визуально выглядит нормально. Но лучше укладываться в указанные сроки. Также важно понимать, что продукт необходимо правильно хранить, иначе срок годности может сократиться. О том, как правильно хранить различные продукты, можно прочитать в этом материале.

В большинстве случаев быстрее портятся те продукты, которые менее всего обработаны. Увеличить срок хранения можно либо с помощью консервантов, либо посредством ультра-обработки. При ультра-обработке из продукции убираются те вещества, которые могут спровоцировать размножение бактерий. Например, пробиотики или ненасыщенные жирные кислоты. А с этими веществами неизбежно уходит часть полезности. Есть такие продукты можно, но при прочих равных лучше отдать предпочтение альтернативам с более коротким сроком годности. Что относится к ультра-обработанным продуктам? Чипсы, лапша быстрого приготовления, сладкая газировка, шоколадные батончики.

Пищевая ценность

На Западе требования к маркировке более строгие, поэтому там помимо стандартного КБЖУ указывается количество соли, сахара, клетчатки и разных видов жиров. У нас такие подробности прописываются на добровольной основе.

Калорийность (или энергетическая ценность) продукта — это то количество энергии, которое выделяется за время его усвоения. И это то, на что в первую очередь обращают внимание. Помимо калорийности на этикетке отмечено количество макронутриентов: белков, жиров и углеводов. Чаще всего значения указываются в расчёте на 100 г продукта, но иногда на порцию. Так бывает с хлопьями для завтрака. Поэтому обязательно смотрите, сколько граммов в порции должно быть, по мнению производителя, и сколько у вас. В зависимости от этого можно высчитать калорийность блюда.

Если в продукт были добавлены витамины или минеральные вещества, их обязательно должны перечислить на этикетке.

Материал упаковки

Во-первых, в соответствии с регламентом Таможенного союза на таре, которая соприкасается с пищевым продуктом, обязательно должен быть указан символ, что материал не токсичен и может использоваться для упаковки пищи.

Во-вторых, обязательна маркировка петлёй Мёбиуса. Эта информация понадобится, если вы сортируете мусор и сдаёте упаковку на переработку. Найдите на этикетке цифру в треугольнике (петле). Цифра — это код идентификации, по которому определяется гипотетическая возможность утилизации упаковки. К сожалению, наличие такого кода не означает, что тару точно можно сдать в пункт приёма вторсырья. Есть не перерабатываемые виды пластика. В России не перерабатывают пластик с кодами 3 и 7, а с кодом 6 всё сложно — его принимают единицы компаний.

Что можно сделать в данной ситуации? Выбирать продукты в перерабатываемой упаковке или, есть есть возможность, без неё. Например, не покупать овощи на подложке. Она делается из вспененного полистирола, код 6. Купите овощи без упаковки и сложите в свою сумку или пакет. Яйца берите в картонном лотке, а не пластиковом.


Дополнительные надписи

Помимо обязательных маркировок этикетка может содержать дополнительные. В большинстве случае они служат для привлечения внимания потребителя.

«Без глютена». Эта маркировка важна для тех, у кого аллергия на глютен. Всем остальным не стоит зацикливаться на отсутствии глютена в продуктах. Они не полезнее прочих. А часто за этой надписью скрывается длинный список химических ингредиентов.

«Без лактозы». Очень ценная маркировка для тех, кто страдает от непереносимости лактозы. Или постящихся.

«Без сахара» и «без добавленного сахара». То есть собственно сахара в составе продукта нет. А вот другие сахара, например, фруктоза, мёд или фруктовый концентрат могут быть. К примеру, на упаковке горького шоколада указано, что он без сахара. Однако на обороте могут присутствовать грушевый или апельсиновый концентрированный сок. Если для вас этот пункт принципиален, внимательно читайте, нет ли в перечне ингредиентов скрытых сахаров.

«Фермерское», «органик», «эко». Символ «эко» означает, что производство данного продукта нанесло меньший вред окружающей среде по сравнению с производством аналогичных товаров. Например, было потрачено меньше электричества или воды. Но это совершенно не означает, что продукт стал более натуральным и полезным.

Маркировка «органик» относится к продукции, при производстве которой не использовались агрохимикаты, пестициды, антибиотики и стимуляторы роста. Такие продукты считаются более полезными, чем обычные.

«Фермерское» говорит о том, что продукт произведён фермерским хозяйством. Правда, это не означает, что эти хозяйства не используют пестициды и стимуляторы роста.

Иные пометки, вроде «приготовлено по рецепту бабушки», — и вовсе манипуляция. Автоматически такая продукция воспринимается как домашняя и натуральная, хотя на самом деле её никакая бабушка не готовила.

Чтобы быстро находить информацию на упаковке, нужна практика. Поэтому изучайте этикетки при каждом походе в магазин. Так вы запомните основные символы и термины, и ввести вас в заблуждение будет очень сложно.
Свежих вам продуктов!
Поделитесь статьей с друзьями:
Вам будет интересно:
Новые рецепты каждую неделю!
Присоединяйтесь к нашему кулинарному клубу и получайте упоминания о новых рецептах. С нами вкусно!